15 декабря 2006 •

Олег РАСТЕГАЕВ, фото автора и фирмы Audi

Пятница. Вечер. На новеньком кабриолете Audi TT я чинно подкатываю к казино. Не к какому-нибудь там заштатному игорному заведению, а к Гранд-казино, самому главному казино Европы, в Монте-Карло!

Швейцар делает знаки — мол, специально для вас, мсье, приберег местечко на парковке… То-то, признал наметанным глазом клиента. Я поднимаю правую руку: дескать, привет, старина, но на эту ночь у меня другие планы.

Он кивает — и тут же переключается на блондинку в серебристо-голубом Porsche 911 Cabrio. Я спускаюсь к морю и неторопливо качу по набережной. То, что именно по этой набережной проходит трасса знаменитого Гран При, меня не заводит: в обычные дни, да еще в кабриолете, здесь лучше ездить спокойно. Даже если ты на Ferrari Enzo, а спутница — писаная красавица. Хочешь зажечь — поднимайся в горы.

Основная проблема кабриолетов — жесткость кузова. Если у обычного автомобиля срезать крышу, то жесткость конструкции на кручение снизится примерно в два раза. Возьмите коробку из-под обуви, закройте крышкой — и попробуйте скрутить. Тяжело? А теперь снимите крышку — и повторите. Так и с кабриолетом. На неровной дороге появляются неприятные шумы и вибрации, ухудшается управляемость… Поэтому серьезные автомобильные компании, решившись на выпуск кабриолета, в первую очередь думают об усилении кузова.

А перед конструкторами Audi TT и вовсе стояла задача построить кабриолет, который по ездовым свойствам мало бы отличался от купе. По сути, им пришлось создавать новый кузов. Короба порогов изготовлены из упрочненного алюминиевого профиля — с внутренними ребрами жесткости, за сиденьями появилась мощная стальная перегородка, из которой выходят дуги безопасности. В рамку лобового стекла вживлена стальная труба — еще и для обеспечения безопасности в случае переворота. В результате, лишившись металлической крыши, Audi TT Roadster стал на 35 кг… тяжелее! И это очень даже хорошо: родстер TT предыдущего поколения был тяжелее купе на все 100 кг! Дело в том, что кузов нового родстера на 58% алюминиевый. Почему не на сто?

Салон, как и у купе, — стильный и функциональный Кузов родстера на 58% состоит из алюминиевых деталей, а стальные элементы для лучшей развесовки сосредоточены в задней части. Для соединения алюминиевых и стальных частей применяются болты и заклепки

— Дорого, — отвечает Маркус Сверт из департамента развития компании Audi. — К тому же комбинация стали и алюминия позволила нам добиться лучшей развесовки: стальные детали сосредоточены в задней части автомобиля, алюминиевые — в передней.

Если бы кузов был полностью стальной, он бы весил не 251, а 364 кг, то есть на 45% тяжелее! И при этом жесткость на кручение по сравнению с родстером Audi TT предыдущего поколения, если верить представителям Audi, возросла на 120%! Абсолютных цифр они не называли, но я раскопал подшивку Авторевю за 1999 год и в номере 16 обнаружил статью про Audi TT Roadster первого поколения: там указана цифра 10000 Нм/град. Выходит, что жесткость кузова нового родстера составляет 22000 Нм/град. Для открытого автомобиля — просто выдающийся результат! Сравните: жесткость кузова родстера BMW Z4 — 14500 Нм/град.

Как и в случае с BMW, на Audi отказались от идеи жесткой складной крыши. Во-первых, автомобиль стал бы тяжелее еще килограммов на сто, которые к тому же заметно повысили бы центр тяжести. Во-вторых, жесткая крыша «сломала» бы великолепный дизайн автомобиля. И, наконец, эту крышу пришлось бы прятать в багажник, где и без того места немного — всего 250 л.

Версия 3.2 quattro оснащается сиденьями с обивкой из кожи и алькантары И под сиденьями, и за сиденьями есть дополнительные «бардачки»
Справа от рычага стояночного тормоза — кнопки электроприводов крыши и аэродинамического экрана В качестве дополнительного оборудования можно установить аудиосистему, которая воспроизводит mp3-файлы с двух «компакт-флешек» Аэродинамический экран на версии 3.2 quattro оснащен электроприводом

Впрочем, и мягкая крыша потребовала жертв: в сложенном состоянии она занимает отсек, который в купе отведен под задние сиденья. То есть Audi ТТ Roadster — автомобиль строго двухместный, а не почти четырехместный (2+2), как купе-близнец. Любопытно, что отсек, куда убирается крыша, вообще ничем не прикрыт. Вновь экономия веса?

Электропривод складывает крышу за 12 секунд, причем процесс полностью автоматизирован — не надо даже освобождать фиксаторы. Правда, на протяжении этого времени нужно удерживать расположенную между сиденьями кнопку. Это минус. Зато есть огромный плюс: крышу можно поднимать и опускать в движении вплоть до 50 км/ч. Я набрал эти 50 км/ч и с опаской нажал кнопку. Боковые стекла чуть опустились, над лобовым стеклом разблокировались фиксаторы, и крыша начала собираться в гармошку. В салон хлынул средиземноморский ветер. Выдержит ли механизм такой напор? Не заклинит? Обошлось. Хотя при сильном ветре я бы все-таки сначала остановился: на скорости с таким парусом может и с дороги сдуть.

Как и в большинстве других открытых машин, комфортная езда заканчивается на 80 км/ч. А дальше потоки воздуха хлещут по щекам и яростно треплют волосы. Жарким летом такой обдув, может, и неплох, но, когда за бортом 15 градусов тепла, становится неуютно. Не спасает даже аэродинамический щиток за сиденьями, который поднимается с помощью электропривода. Возможно, будь я ростом пониже, этот экран и помог бы, но при моих 190 см его влияние едва заметно.

На центральный дисплей можно вывести цифры скорости, среднего расхода бензина и другую полезную информацию Спойлер, уменьшающий подъемную силу, выдвигается при помощи электропривода на 120 км/ч и убирается, если скорость падает ниже 80 км/ч

Врубив печку на полную катушку, я все же разогнался до 180 км/ч. Сущая пытка: шумно и холодно. Осаживаю до 50 км/ч, снова нажимаю на кнопочку — и опять набираю 180 км/ч. Другое дело! В салоне тихо (по крайней мере, тише, чем в других машинах с матерчатым верхом, на которых мне довелось поездить). Причина в том, что крыша Audi ТТ — многослойная, с «подкладкой» из шумо- и теплоизоляционного материала. А снаружи она гладкая и ровная — коэффициент аэродинамического сопротивления родстера лишь чуть-чуть хуже, чем у купе (0,32 против 0,30).

Про эргономику и оснащение салона говорить не буду — здесь все как на купе Audi TT (см. АР №13—14, 16, 22, 2006). Отмечу лишь, что оптимальную посадку в родстере я подобрал легко, причем пришлось даже немного придвинуть кресло вперед: диапазоны регулировок для автомобиля такого класса просто огромные! Жаль, рамка лобового стекла оказалась слишком низкой — обрезает вид вверх. Хотя если сравнивать новый родстер c предыдущей моделью, то обзорность лучше: лобовое стекло больше, наружные зеркала крупнее.

На базовой версии Audi TT 2.0 TFSI матерчатый верх складывается вручную. За электропривод, который убирает крышу за 12 секунд, нужно доплатить 1700 евро. А для Audi TT 3.2 quattro «автоматическая» крыша — стандарт­ное оборудование

Набор двигателей тот же, что и для купе: либо турбомотор 2.0 TFSI (200 л.с.) в паре с передним приводом, либо атмосферный двигатель VR6 3.2 (250 л.с.) с полным приводом. Коробки передач шестиступенчатые: или «механика», или преселективная коробка DSG, которая управляется как «автомат». Я поездил на машинах с разными моторами и трансмиссиями — и не ощутил каких-либо негативных особенностей родстера по сравнению с купе. Тот же азартный разгон, та же легкая недостаточная поворачиваемость, которая позволяет расслабленно ехать по прямой на высокой скорости и заставляет чуть «перекручивать» руль на входе в крутой поворот. Причем полно­приводная версия с тяжелым мотором VR6 в таких ситуациях сопротивляется больше. Тот же приятный звук выпуска (когда ехал без крыши, я специально выкручивал мотор до предельных оборотов), те же понятные тормоза.

Намотав по горным дорожкам около 100 км, я опять вернулся в Монте-Карло, открыл крышу и не спеша покатил по светящимся роскошью улицам. Эх, жил бы на Лазурном берегу — взял бы себе Audi TT Roadster. Но любопытно, что наибольшим спросом открытые Audi TT пользуются не во Франции, а в Германии и Англии — странах с более суровым климатом. На третьем месте — США. А Россия — на …дцать каком-то: в прошлом году из 26 проданных у нас Audi TT лишь две машины были с мягким верхом. Остальные — купе. Хотя общий баланс совсем иной: из 270 тысяч произведенных с 1999 года Audi TT около 65% приходится на купе, а остальные — родстеры.

Российские цены не сформированы, но известно, что в Германии самый доступный родстер Audi TT будет на 1000 евро дороже купе. Если та же зависимость сохранится и у нас, то цены будут начинаться от 33000 евро. Доплата за роботизированную коробку DSG — 2000 евро, а полноприводная топ-версия Audi TT Roadster 3.2 quattro обойдется примерно в 43000 евро. Продажи начнутся весной 2007 года.

Паспортные данные
Автомобиль Audi TT Roadster
Модификация 2.0 TFSI 3.2 quattro
Тип кузова кабриолет кабриолет
Число мест 2 2
Объем багажника, л 250 250
Снаряженная масса, кг 1295 (1315)* 1470 (1490)*
Полная масса, кг 1615 (1635)* 1790 (1810)*
Двигатель бензиновый, с непосредственным впрыском топлива и турбонаддувом бензиновый, с распределенным впрыском топлива
Расположение спереди, поперечно спереди, поперечно
Число и расположение цилиндров 4, в ряд 6, V-образно
Рабочий объем, см³ 1984 3189
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм 82,5/92,8 84,0/95,9
Степень сжатия 10,3:1 11,3:1
Число клапанов 16 24
Макс. мощность, л.с./кВт/об/мин 200/147/5100—6000 250/184/6300
Макс. крутящий момент, Нм/об/мин 280/1800—5000 320/2500—3000
Коробка передач механическая, 6-ступенчатая (автоматизированная, механическая, 6-ступенчатая) механическая, 6-ступенчатая (автоматизированная, механическая, 6-ступенчатая)
Привод на передние колеса полный, с муфтой Haldex в приводе задних колес
Передняя подвеска независимая, пружинная, McPherson
Задняя подвеска независимая, пружинная, четырехрычажная
Передние тормоза дисковые, вентилируемые дисковые, вентилируемые
Задние тормоза дисковые, вентилируемые дисковые, вентилируемые
Шины 225/55 R16 245/45 R17
Максимальная скорость, км/ч 237 (237) 250 (250)**
Время разгона 0—100 км/ч, с 6,7 (6,5) 6,1 (5,9)
Расход топлива, л/100 км    
городской цикл 10,7 (10,8) 14,8 (13,0)
загородный цикл 6,2 (6,1) 7,8 (7,4)
смешанный цикл 7,8 (7,8) 10,4 (9,5)
Емкость топливного бака, л 55 60
Топливо АИ-95—98 АИ-95—98
* Данные в скобках — для автомобилей с преселективной автоматической коробкой DSG
** Ограничена электроникой

Источник: АвтоРЕВЮ