1 мая 2008 •

Олег РАСТЕГАЕВ, фото автора

Жму на кнопку брелока — и дверь багажника плавно поднимается. Теперь жму на шторку — и шторка уезжает… по наклонной вверх. Вот она, «фишка» нового универсала Audi A4 Avant: прикрывающая багаж шторка может двигаться в двух направлениях! в принципе на этом можно было бы и завершить отчет о командировке на остров Ибицу, но я продолжил осмотр...

Стекло пятой двери открывается? Нет. Спинки задних сидений складываются? Да. Но ровного пола не получается. Есть ли в багажнике дополнительные ниши? Нет, только открытый карман. А что за крышка на полу? Я так и знал: она прикрывает запасное колесо или ремкомплект с герметиком и компрессором. Но не знал того, что если эту крышку перевернуть, то получится пластиковый лоток — вот на него, чтобы не осквернить светлую обивку багажника, и надо бросать мокрые лыжные ботинки, грязные сапоги и прочий нестерильный скарб. А можно еще заказать комплект «разделителей объема» — такой органайзер хоть и не нов, зато очень удобен.

Наклонные направляющие позволяют прикрывать шторкой даже негабаритный багаж На снимке — спортивные кресла. А можно заказать и комфортные — с электрорегулировками, «памятью» настроек и вентиляцией
Сзади удобно сидеть вдвоем: третьему пассажиру мешает высокий центральный тоннель Крепления для багажной сетки предусмотрены как на кузове, так и на спинке заднего сиденья

Что до объема самого багажника, то он не впечатляет: 490 литров до уровня шторки — всего на 10 литров больше, чем у седана. Но если сложить спинки задних сидений, то при загрузке под крышу — уже 1430 литров. Средний результат: например, BMW третьей серии в исполнении Touring предлагает 460/1385 литров, а новый универсал Mercedes-Benz C-класса — 485/1500 литров.

Но так ли уж это важно, если речь идет об автомобилях этих марок, пусть даже и универсалах? Дизайн, качество отделки, интересные детальки… Вот что манит! Но, глядя на Audi Avant в профиль, я подумал, что мне милее поджарый BMW Touring, а этот уж больно растянут. И ведь не обман зрения! Audi на 18 см длиннее, а колесная база — на 5 см больше. Но посмотришь на него спереди или сзади — и Audi вновь кажется интереснее: одна светотехника чего стоит! Да и в салоне больше ярких деталей — тут и «цветные» оптитронные приборы, и большой экран центральной консоли с великолепной графикой, а ручек-кнопок хоть и много, зато — ни одного вопроса об их назначении и алгоритме работы! Впрочем, обо всем этом мы уже рассказывали на примере седанов (см. АР №21, 2007; №8, 2008). А поскольку и в поведении на дороге отличия едва заметны, то я остановлюсь лишь на тех версиях «четверок», что нам пока мало знакомы. А за «печку» возьму базовый Audi A4 1.8 TFSI (160 л.с.): механическая коробка, передний привод... Пусть и породистая, но все же рабочая лошадка. На каждый день.


Интерьер новой «четверки» стал и красивее, и солиднее. Да и к эргономике не придерешься

Приятный разгон, точная работа механизма выбора передач, а привод сцепления, который мы ругали за длинный ход, теперь лучше. Уменьшился ход педали и трогаться стало легче. Особая радость тем, кто не успел наловчиться трогаться в горку, используя обычные тормоза или «ручник»: нынче стояночный тормоз — электромеханический. То есть нажал один раз на кнопку — и забыл про «ручник»: отныне он сам будет «затягиваться» на остановках и «отпускаться» при старте. Вот радость-то блондинкам! Да и я, брюнет, не жаловался: вся Ибица, где проходила эта презентация, в спусках и подъемах, а сами дорожки — извилистые…

Но вот на них-то Audi A4 Avant ведет себя не лучшим образом. Во-первых, тесновато: от носа до хвоста — 4,7 метра. Во-вторых, картину портила недостаточная поворачиваемость: только зажжешь, только прицелишься к открытому повороту… и — заскользил универсал нарядной мордахой наружу. Пока не снизишь скорость (не важно, сам или по воле ESP) — не помогают ни сброс газа, ни доворот руля. Но это — переднеприводный Audi A4.

Система Audi Drive Select позволяет одним нажатием кнопки менять настройки подвески, «автомата» и рулевого управления А если есть мультимедийная система MMI, то можно задать и индивидуальные настройки шасси Розетка на 230 вольт позволит подключить
к сети ноутбук

А полноприводный? Боже, насколько приятнее проходить повороты на Audi 3.2 FSI quattro! И дело не в моторе, который на 105 л.с. мощнее. Ключевое слово — quattro. Полноприводный универсал и на дугу становится легче, и газ на выходе можно открывать раньше… Я понимаю, я чувствую, как внешнее заднее колесо подталкивает машину, заставляя идти по нужной траектории! Ай, молодцы, что отказались от симметричного распределения крутящего момента и почти две трети мощности пустили на задние колеса! Только quattro!

Да, полный привод дороже, да, им может быть оснащен лишь Audi A4 Avant с двигателями мощностью 170 л.с. и выше. А мне больше других приглянулся 240-сильный Audi A4 3.0 TDI quattro — с турбодизелем и шестиступенчатым «автоматом» Tiptronic. Он даже лучше версии с бензиновым мотором 3.2 FSI (265 л.с.) и такой же коробкой: уже при 1500 об/мин — 500 Нм! Если бензиновый мотор в ответ на газ то и дело требует перехода на одну-две ступени «вниз», то дизель тут же, на текущей передаче, напористо разгоняет машину! А что рабочий диапазон не так широк, как у бензинового мотора, так это вполне компенсируется хорошей работой «автомата»: коробке Tiptronic перенастроили «мозги», увеличили давление в магистралях — и теперь время смены передач сократилось вдвое.

Почему не преселективный «робот»? Известно ведь, что и для нового кроссовера Audi Q5, и для спортивной версии Audi S4 подготовлена роботизированная коробка S tronic с двумя сцеплениями...

Ответ ведущего инженера проекта A4 Avant Мартина Вайсброта меня удивил:

— Потому что будущее — за гидромеханическими «автоматами». Сокращается время переключений передач, используется блокировка гидротрансформатора в установившихся режимах движения и, следовательно, снижается расход топлива. А главное, «автомат» лучше приспособлен для передачи большого крутящего момента. Коробка S tronic для S4 и Q5 рассчитана на 550 Нм, а в гамме двигателей Audi есть и более «сильные» моторы.


Объем багажника до уровня окон — 490 л: на 10 литров больше, чем у седана

А еще вслед за Юрием Ветровым (см. АР №21, 2007), похвалю опцию Drive Select. Нажимаешь кнопку на центральной консоли — и подвеска, рулевое управление и трансмиссия переходят в режим Comfort: амортизаторы становятся мягче, руль — легче, а коробка больше работает на повышенных передачах. Нажимаешь еще раз — и система сама подстраивается под условия движения. Это режим Auto. А нажмешь еще раз — и включается режим Dynamic: жесткие амортизаторы, наполненный усилием руль, боевой алгоритм «автомата». То, что надо для горных дорог! Можно подобрать и индивидуальные настройки, используя меню MMI. Отдельная опция — «активный» руль, меняющий «актуальное» передаточное число в зависимости от скорости. Едешь «шепотом» (например, паркуя автомобиль) — и руль от упора до упора делает всего два оборота, а с ростом скорости передаточное число уменьшается: «ленивый» руль позволяет спокойнее вести автомобиль по автомагистрали. По сути, аналог системы Active Steering, появившейся в 2004 году на BMW…

Аккумулятор перенесен в подполье багажника для лучшей развесовки Двусторонний пол поможет сохранить чистоту
в багажном отсеке при перевозке грязных вещей
Спинки задних сидений складываются по частям, образуя слегка наклонный пол Стойки для фиксации багажа как с жесткой, так и с мягкой связью — крайне удобная штука

И вообще, меня не покидала мысль о том, что Audi очень плотненько идет за BMW. Но если говорить о россий­ском рынке универсалов (а их у нас по-прежнему не жалуют), то все наоборот: впереди Audi A4 Avant — за прошлый год продано 163 автомобиля, а «трешек» BMW с кузовом универсал — всего 66. Mercedes-Benz и вовсе игнорируется: за прошлый год — лишь три проданные «цешки»-универсала.

Может, причина нелюбви — цена? Бензиновые универсалы Audi будут на 42 тысячи рублей дороже седанов, а дизельные — на все 70 тысяч рублей. То есть ожидаемая начальная цена на базовый Audi A4 Avant 1.8 TFSI — 1123500 рублей, что чуть дешевле универсала BMW 320i Touring (1126800 рублей). Универсалы Mercedes-Benz C 180 дороже — от 1365300 рублей, правда, они поставляются только в особой серии — с «автоматом», биксеноновыми фарами, сигнализацией, обогревом сидений и датчиком дождя — оборудованием, которое для Audi или BMW нужно заказывать дополнительно. Как только Audi A4 Avant появится в России — так сразу и сравним.

Паспортные данные
Параметры Автомобиль
Audi A4 Avant
Модификация 1.8 TFSI 2.0 TDI 2.0 TDI 3.0 TDI 3.2 FSI
Тип кузова универсал универсал универсал универсал универсал
Число мест 5 5 5 5 5
Объем багажника, л 490/1430* 490/1430* 490/1430* 490/1430* 490/1430*
Снаряженная масса, кг 1470 (1510)** 1520 (1555)** 1520 1695 1630 (1660)**
Полная масса, кг 2040 (2080) 2090 (2125) 2090 2265 2200 (2230)
Двигатель бензиновый, с непосредственным впрыском и турбонаддувом турбодизель турбодизель турбодизель бензиновый, с непосредственным впрыском
Расположение спереди, продольно спереди, продольно спереди, продольно спереди, продольно спереди, продольно
Число и расположение цилиндров 4, в ряд 4, в ряд 4, в ряд 6, V-образно 6, V-образно
Рабочий объем, см3 1798 1968 1968 2967 3197
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм 82,5/84,1 81,0/95,5 81,0/95,5 83,0/91,4 84,5/92,8
Степень сжатия 9,6:1 16,5:1 16,5:1 16,8:1 12,5:1
Число клапанов 16 16 16 24 24
Макс. мощность, л.с./кВт/об/мин 160/118/4500—6200 143/105/4200 170/125/4200 240/176/4000—4400 265/195/6500
Макс. крутящий момент, Нм/об/мин 250/1500—4500 320/1750—2500 350/1750—2500 500/1500—3000 330/3000—5000
Коробка передач механическая, 6-ступенчатая (вариатор) механическая, 6-ступенчатая механическая, 6-ступенчатая (автоматическая, 6-ступенчатая)
Привод на передние колеса постоянный полный
Передняя подвеска независимая, пружинная, на двойных поперечных рычагах
Задняя подвеска независимая, пружинная, многорычажная
Передние тормоза дисковые, вентилируемые
Задние тормоза дисковые
Шины 225/55 R16 225/55 R16 225/55 R16 225/55 R16 225/50 R17
Максимальная скорость, км/ч 218 (210) 208 (200) 222 250*** 250 (250)***
Время разгона 0—100 км/ч, с 8,9 (8,9) 9,7 (9,7) 8,6 6,3 6,4 (6,6)
Расход топлива, л/100 км  
городской цикл 9,7 (10,5) 7,4 (7,5) 7,4 9,4 13,0 (13,1)
загородный цикл 5,8 (5,9) 4,7 (5,2) 4,9 5,8 6,8 (6,9)
смешанный цикл 7,2 (7,6) 5,7 (6,0) 5,8 7,1 9,1 (9,2)
Емкость топливного бака, л 65 70 65 64 64
Топливо АИ-95 дизтопливо дизтопливо дизтопливо АИ-95
* Со сложенными спинками задних сидений
** Данные в скобках — для автомобилей с автоматическими трансмиссиями и вариаторами
*** Ограничена электроникой

Источник: АвтоРЕВЮ